Главная

Композиция головных уборов

Мужские шляпы изменялись от колпаков и чепцов в средние века, трубо-образных шляп в XVII в., цилиндров в XIX в. до котелков в 1920-х гг.

Солома и фетр были самыми популярными материалами для шляп. Сначала соломенные шляпы носили только крестьяне, но в XVII в. шляпы из соломки стали популярны и среди высших слоев общества лишь с той разницей, что эти шляпы делались из прекрасной и дорогой итальянской соломки. Позже начали делать имитацию соломки из бумаги, картона, травы, конского волоса. В течение многих веков вначале только для мужских, а позже и для женских шляп использовали фетр. На фетровых и соломенных женских шляпах часто использовались дорогие украшения из искусственных цветов, жемчужин, меха, драгоценных камней, бабочек и перьев. В 1880-х гг. шляпы, украшенные перьями, были так популярны в Европе и в Соединенных Штатах, что потребовалось специальное законодательство, чтобы защитить разные виды редких птиц. В XIX в. женщины самостоятельно украшали фетровые и соломенные шляпы.

11.1. История развития головных уборов

В Древнем Египте головной убор фараона — клафт-ушебти — делался из большого куска полосатой ткани, поперечную сторону которого укладывали горизонтально на лоб, закрепляли лентой, затем надевали сверху обруч с изображением змеи, которая символизировала неограниченную власть. Боковые бороны клафта, опускающиеся на плечи, вырезали полукругом, чтобы спереди ткань имела четкие прямые формы. Материю, ниспадающую сзади, собирали и заматывали лентой. Клафт был желто-синего цвета. Составной частью военного костюма фараона был кожаный шлем, также украшенный змеей и страусовыми перьями.

Рис. 11.1. Головные уборы в Древнем Египте

Египетские воины носили шлемы круглой формы, к которым часто приделывались наушники, украшенные волосяным гребнем. Воины, сражающиеся на колесницах, надевали кожаные шлемы, имеющие металлическую отделку.

Головной убор супруги фараона мог быть сделан из золотых чеканных пластинок круглой формы, символизирующих солнце.

Голову жреца украшали золотые пластины с эмалью (рис. 11.1).

В Ассирии царский головной убор назывался кидарисом. Он был сделан из белого войлока. Украшением кидариса были золотые чеканные пластины — розетки, которые являлись символом солнца. Вверху кидарис завершался золотым шишаком, внизу он был охвачен белой лентой, называвшейся «фотнасл». Фонасл имел большую ширину спереди, сзади лента была более узкой, концы были длинными, украшенными бахромой. Голову царицы покрывали шапочка с фигурным бортиком. Головной убор прислужниц царицы был с гладкими бортиками.

В Древней Персии народ носил головные уборы, сделанные из войлока, материи или кожи (рис. Н.2.). Они напоминали шапочки английских моря' ков, затем формы их становятся различными, но в то время они, вероятна всего, выступали в роли символа принадлежности к сословию. Также носили войлочную высокую шапку с ниспадающими по бокам частями в виде «лопастей». Знаком царского влияния была тиара, или митра, цилиндрической или полусферической формы.

Рис. 11.2. Головные уборы в Древней Персии и Фригии

Головы персидских воинов покрывали повязки или небольшие шапки, иногда они заканчивались остроконечными трубочками, вероятнее всего, это были воинские отличия. Персиянки из знатного рода носили длинные вуали.

Партнеры