Главная

Методы проектирования в дизайне одежды

На смену старым принципам проектирования приходят новые принципы «средового» проектирования:

включение проектирования в реальный культурно-исторический контекст с учетом экологии человека;

обращение к индивидуальной личности, а не к абстрактному потребителю; соавторство с потребителем как с главным участником потребления объекта дизайна;

активное творческое отношение к продукту дизайна, а не пассивное использование его по заданной дизайнером схеме;

суть дизайнерской деятельности в разработке сценариев образа жизни человека, а не создание многочисленных объектов предметного мира.

Отсюда вытекают новые требования к продуктам дизайна: они должны быть чувственно-привлекательными, благоприятно воздействовать на психику человека, вызывать положительные эмоции, предоставлять возможность творчества.

Дизайн одежды отличается от моделирования одежды тем, что он ставит не частные задачи, а общие проблемы и пытается их решить. Эти проблемы могут не лежать в плоскости модных тенденций, а касаться жизнедеятельности человека в обществе. Если в моделировании одежды преследуются цели создания хорошей формы, хорошей посадки на фигуре, соответствия данному отрезку времени (иногда очень короткому), то дизайн одежды иногда специально «разрушает форму» (прием деконструкции), предлагая более свободное облегание, более простые способы драпировки, специально «пробует» другую посадку вещи на фигуре, несовместимую с моделированием в классических европейских традициях. Дизайн разрабатывает новые направления, по которым развиваются тенденции в моде. Моделирование, в старом понимании, не разрабатывает новых методов создания одежды, а часто исповедует принцип «хорошо забытого старого», в качестве основных творческих источников используя рет-ромоду, исторический и национальный костюмы.

Можно предположить, что дизайн одежды в XXI в. будет решать следующие задачи:

трансформация простой формы в сложную; разработка безразмерной одежды; создание несшитой одежды; создание одежды на основе простого кроя;

развитие тенденции слияния и взаимопроникновения разных видов ассортимента;

создание одежды простыми средствами; разработка одежды «унисекс»;

трансформация одежды для создания комфортности; поиск новых материалов, тканей, фактур, рисунков; разработка новых технологических приемов для их упрощения; создание идеального изделия;

проектирование одноразовой одежды из разнообразных нетрадиционных материалов.

Таким образом, дизайн одежды пытается решить проблемы комфортности одежды, гармоничного слияния человека с окружающей средой, создания новых форм одежды. Используя такие методы проектирования, как комбинаторные, модульные, деконструкции и др., дизайн одежды предлагает новые пути развития одежды в будущем.

8.2. Методический процесс проектирования

Проектирование дает полезный эффект в том случае, если мышление дизайнера развито в профессиональном направлении и сам дизайнер обладает следующими качествами:

способностью увидеть и четко сформулировать задачу;

способностью бегло выработать наибольшее количество идей за ограниченное время;

умением отыскивать оригинальные решения;

умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной проблемы.

Для решения проектной задачи существует определенный план творческого Процесса дизайнера:

1) возникновение замысла и постановка задачи;

Партнеры