Главная

Основные закономерности композиции костюма

Определение композиции

В период Средневековья появилась композиция, основанная на орнаментальном решении со сложными, изощренно запутанными пластическими построениями, с использованием ритмических повторов.

В эпоху раннего Возрождения композиционные задачи были решены в монументальных фресках Джотто и Мазаччо, где были показаны ритмические сочетания масс. Художники периода высокого Возрождения в своем творчестве стали применять законы зрительного восприятия, учитывающие особенности человеческого зрения. Леонардо да Винчи называл глаз «окном души», считая, что он воспринимает природу вещей такими, какими они являются в действительности. В это время плоскость строится горизонтально, на которой разворачивается объемно-пространственное изображение с линией горизонта.

Таким образом, в основу композиции картинной плоскости вносятся законы перспективы. В итоге художники эпохи Возрождения добились иллюзий разнопланового пространства, причем композиция приобрела черты структурной взаимосвязи частей и целого, кроме того, они особое внимание уделяли передаче динамики в композиции. Многими древними философами были написаны целые трактаты о законах композиции в живописи и архитектуре. Наиболее интересное произведение, дошедшее до нас, — это «Три книги о живописи» Л.Б.Альберти, в которой автор провел теоретическое исследование искусства того времени, рассматривая передачу цвета, среды и закономерности сюжетного построения.

В XVIII — XIX вв. уделяется достаточное внимание теоретическим основам композиции. Так, Э.Делакруа в своем «Дневнике» проанализировал творчество известных художников, подчеркивая достоинства и недостатки их живописных полотен. Он отметил важный принцип соподчинения второстепенных деталей главному.

В XX в. в художественном творчестве применялись все теоретические закономерности композиции. Художник и теоретик композиции советского времени К. Ф. Юон, занимаясь теоретической разработкой основ композиции, выделял главные закономерности: контрастность, горизонталь, вертикаль и диагональ, симметрию к асимметрию, равновесие, ритмику, статику и динамику, цельность, «центр внимания» и стиль изображения. В книге «Учитесь рисовать» известный художник А.Дейнека высказывался о правилах композиции: симметрии, равновесии, «золотом сечении», ордере, единстве стиля в ансамбле и др. К ним добавлялись законы перспективы (иллюзорной, прямоугольной, ортогональной и воздушной).

Таким образом, теоретические закономерности композиции были исследованы в XX в. с самых разных позиций художниками, архитекторами, теоретиками искусства.

Композиция (от лат. сотрохШо — составление, связывание) — построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Компонент (от лат. сотропет — составляющий) — составная часть, элемент чего-либо.

Композиция включает в себя такие понятия, как:

композиционное формообразование (форма, геометрический вид, конструкция, масса, силуэт);

закономерности композиции (соразмерность, соподчинение, композиционный центр), т.е. целостность структуры;

средства композиции (пропорции и ритм);

приемы гармонизации композиции (контраст, нюанс, тождество, масштаб, масштабность, Симметрия, асимметрия, статика и динамика).