Главная

Создание художественно-образных произвидений дизайна

Художественное произведение — сложная система совокупностей однотипных элементов в определенных взаимоотношениях (линии, цветовые пятна, объем, динамика, рисунок, колорит, композиция, пространственно-временная организация, гармония и т.д.). Для него характерно наличие художественного содержания (тема, идея), имеющего идеально-духовные, смысло-образные особенности.

Соотношение образных и эстетических принципов в художественном произведении инициирует у адресата воображение и фантазию, приводя в состояние игры его душевные силы: дает повод вызывать сложную систему ассоциативных мыслей и ощущений.

Ассоциативность — способность улавливать и устанавливать связи между, казалось бы, несовместимым. Ассоциации по сходству или контрасту помогают преодолевать функциональную фиксированность вещей, открывать и закономерные связи и новые функциональные значения. Общими для искусства являются способы художественного формообразования: симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, гротеск, метафора и др.

Художественная форма — внутренняя структура содержания и способ его материально-предметного воплощения по законам искусства. Форма является общим понятием для всех видов искусства. Форма придается художником, который не только пишет картины, но и создает музыку, поэзию, обувь, одежду и др.

Композиционное формообразование исходит одновременно из двух областей: ассоциативных связей — символики формы и формальных связей — собственно формально-композиционных. Что из них первично, а что вторично — неизвестно, поскольку процесс творчества, несмотря на все попытки разобраться в нем, непостижим. Но совершенно определенно, что источник ассоциаций — творческая индивидуальность автора, его глубоко личный мир образов. Область же формально-композиционных связей исходит из наиболее общих, объективно существующих закономерностей восприятия формы человеком. Тем Не менее в творчестве одно без другого невозможно, как невозможна музыка без звуков и их гармонизации, литература без мысли и ее изложения.

Связь между указанными областями глубока и органична. Тема, рождающаяся из ассоциаций, может предстать рассыпанным, хаотичным набором мор-фологизированных элементов. Реальность и целостность она обретает лишь благодаря композиции, порядку взаимосвязи этих элементов.

Дизайнер как художник решает двойную задачу — социально-коммуникативную и эстетически культурную. Массовая коммуникация, каковой является дизайн, позволяет донести «эстетическое сообщение» большому числу людей, пробуждая, развивая, укрепляя в них эстетическую потребность, пока она не становится экономической силой. Люди начинают требовать все новых и новых вещей не только ради их новых утилитарных свойств, не только по соображениям моды, престижа, но как «хлеб насущный» эстетического вкуса. Эстетическая потребность превращается в массовый «эстетический спрос». Формы изделий, чтобы удовлетворить «эстетический спрос», должны постоянно меняться: при стилевом единстве формы они должны быть индивидуально разнообразны, для чего и нужен дизайнер не просто как стилист, а как художник, как творческая личность.

Партнеры